Журнал

 
TRN.com.ua – тренинги в Украине

TÜV NORD - Мы делаем мир безопаснее.

ISO 9001 PDF Печать E-mail

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА по требованиям международного стандарта ISO 9001:2008

Что такое ISO 9000?

Ядро стандартов систем менеджмента качества ISO 9000 состоит из трех международных стандартов, предоставляющих руководство по разработке и внедрению эффективной системы менеджмента качества. Независимо от специфики выпускаемой продукции эти стандарты применимы как к сфере производства, так и к сфере услуг. 



Основные стандарты ISO 9000
· ISO 9000:2005 устанавливает принципы и основные понятия управления качеством, описывает содержание серии стандартов и даёт перечень терминов и их определений для использования в любой организации, 
· ISO 9001:2008 определяет требования к: системам управления качеством, если организации надо продемонстрировать способность удовлетворить требования потребителей и органов власти, 
· ISO 9004:2000 описывает руководящие положения для создания системы менеджмента качества, которая превышает требования ISO 9001 с целью эффективного удовлетворения и превышения ожиданий потребителей. 
· ISO 19011:2002 обеспечивает руководство по планированию и проведению аудитов качества. 

Почему мы внедряем стандарт ISO 9001:2008?

Организации внедряют международные стандарты серии ISO 9000 по разным причинам: 
· удовлетворение запросов потребителей, требующих ISO 9001:2008 
· выход на рынки Европейского Союза (ЕС) 
· конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках 
· совершенствование системы качества 
· минимизация повторяющихся аудитов, выполняемых различными потребителями 
· улучшение работы поставщиков 

Упрощенная последовательность на пути к регистрации такова:

· переработайте содержание ISO 9001:2008 
· определите наилучший способ работы 
· скажите, что вы делаете 
· делайте то, о чем сказали 
· подтвердите это 
· совершенствуйте это! 

Система не должна быть чем-то неподвижным. Она должна развиваться, а главное - продукция и процессы должны совершенствоваться. Эффективным подходом здесь может быть использование цикла: Планируй - Делай - Проверяй - Совершенствуй. 
Инструментом такого совершенствования могут стать цели в области качества. 

·Установить и документировать цели в области качества для соответствующих функций и уровней 
·Цели должны быть измеримыми и следовать Политике в области качества 
·Цели могут быть отдельным документом, могут быть в виде бизнес-плана компании или частью протокола совещания по анализу СМК со стороны руководства. 
·Цели должны быть сформулированы на всех уровнях предприятия (концерн, завод, отдел) 
·Цели могут быть включены в планы цехов, отделов и служб.

Распределите на предприятии ответственность и полномочия.

Типовая схема Руководства по качеству - это:

· Политика в области качества 
· Организационная структура 
· Описание системы управления качеством 
· Установление распределения ответственности и полномочий 
· Список рассылки учтенных экземпляров 
· Система качества, разделы 4-8 
· Перечень процедур 
· Указатель форм (включенный в текст или в приложение) 

Роль консультанта

Многие организации получают регистрацию по ISO 9001:2008 без привлечения внешних консультантов, однако использование внешнего консультанта может быть хорошим решением. Консультанты со знаниями и опытом в вашей сфере промышленности и пониманием международных стандартов серии ISO 9000 могут быть ценным ресурсом. Они часто помогают правильно планировать внедрение, проводить обучение, а также содействуют в подготовке к аудиту. Кроме того, они не боятся процесса аудита по международным стандартам серии ISO 9000, так как это - их повседневная работа. 

Работая с консультантом 

· Просите помощи в понимании того, как внедрять ISO 9001:2008; не просите консультанта делать вашу работу. 
· Задавайте вопросы для выяснения любого непонятного для вас момента в стандартах ISO 9001:2008. 
· Просите разъяснений по поводу написания ваших рабочих инструкций или документирования ваших процессов. 
· Спрашивайте совета о том, как вести себя во время аудита. 

Перед аудитом

· Заранее представьте на рассмотрение Руководство по качеству. 
· Учтите любые замечания, сделанные регистратором 
· Рассмотрите возможность визита аудитора для предварительной оценки. Это не консультационный визит, а определение того, готовы ли вы к регистрационному аудиту. Кроме того, вы сможете получить предложения по укреплению вашей системы. 
· Проведите генеральную репетицию. Просмотрите все элементы регистрационного аудита, для того чтобы удостовериться, что требования ISO 9001:2008 выполняются. 
· Подготовьте всех сотрудников организации к тому, как отвечать на вопросы аудиторов. 

Надзорные аудиты

Системы, зарегистрированные по международным стандартам серии ISO 9000, требуют периодического надзора для гарантии того, что они продолжают правильно работать. Основная цель регистратора в ходе надзорных аудитов - проверка соответствия стандарту ISO 9001:2008. Аудиторы ищут подтверждение тому, что целостность системы качества поддерживается, совершенствуется, и по мере необходимости корректируется.